Кикшеринг в Узбекистане 🇺🇿
Рынок кикшеринга в Узбекистане находится на этапе активного формирования с многомиллионным потенциалом роста. Ташкент становится центром развития микромобильности в Центральной Азии, привлекая как международных, так и локальных игроков.
Городская мобильность Ташкента
Идеальные условия для микромобильности
3+ млн
Население Ташкента
70%
Поездок на личном транспорте
300 000
Автомобилей ежедневно из пригородов
7-8/10
Загруженность дорог
~1 млн
Человек в пробках ежедневно
2,8 млн т
CO2 ежегодно от транспорта
Запуск Центра управления движением
Интеллектуальная транспортная система (ITS) для оптимизации городского трафика

Текущие игроки рынка. Возмжности

| Оператор | Статус | Модель | География |
|---|---|---|---|
| Yandex Go | Лидер рынка | Free-floating | Ташкент, Самарканд, Бухара + СНГ |
| YOTO | Первопроходец (с 2022) | Станционная | Ташкент |
| JET | Региональный игрок | Free-floating | Ташкент + СНГ |
| IZZY | Новый игрок | Станционная | Ташкент |
Операционные модели на рынке

Пользователи берут и оставляют самокаты в любой точке зоны обслуживания. Максимальное удобство, но требует сложной логистики и геозонирования.
Самокаты возвращаются на фиксированные парковки. Упрощает операции и соответствие регуляторным требованиям.
Регуляторная эволюция: профессионализация рынка
Узбекистан активно формирует правовую базу для микромобильности, создавая предсказуемую среду для крупных операторов.
Регистрация электротранспорта
Обязательная регистрация в ГИБДД для транспорта >25 км/ч или >0.25 кВт
Специальные номерные знаки
Введение номерных знаков для электросамокатов
Права категории A1
Обязательные права и регистрация для мопедов/скутеров
Возрастной ценз 18+
Повышение возраста для аренды с 14+ до 18+ лет
Упрощение требований
Обучение в автошколе необязательно для категории A1
Система «Эко-транспорт»
Первая фаза — экологические зоны в Ташкенте
Вывод
Ужесточение регуляторики создаёт барьеры для мелких игроков и благоприятствует крупным операторам с ресурсами для соответствия требованиям.